Штундисты села Любомирки Балтского уезда

Период 3 1894-1904

Период 4 1905-1916

Архив

Источник: ЦГИАУ Каменец-Подольское отделение

Подольская Духовная Консистория; фонд 315; опись № 2; ед.361

Аннотация документа: о распространении штундизма крестьянами села Любомирки Балтского уезда Гурским Никифором; Лукоимским Ксенофонтом и др.

Хронология: Нач. 5 окт. 1896 г. – Окон. 18 июля 1905 г. (П-ІУ)

Место составления документа: Подольская губерния Балтский уезд, с. Любомирки

Исследователь: Сирецкая А. Н. 5.12.95. г.

Содержание документа
:

5 октября 1896 г. Протокол

1896 года, сентябрь 30 дня по Указу Императорского Величества, Подольская Духовная Консистория слушала доклад: в июне текущего года товарищ Прокурор Окружного суда препроводил в Консисторию на основании 1005 ст. уст. угол. судопроиз. дознание об образовании в с. Любомирки, Балтского уезда религиозной секты. Производство этого дознания началось по заявлению местного священника, полицейского урядника. В заявлении названного священника, сообщено уряднику что в его приходе, как сообщили ему прихожане, образовался подозрительного направления кружок, в состав которого входят следующие лица: крестьяне с. Любомирки – Никифор Гурский, Ксенофонт Лукомский, Евмений Полумбрик, Александр Полумбрик со своими женами, Дмитрий Полумбрик и Киприян Тесля.

Всех их прихожане называют штундистами и заявляют, что они тоже говорят о том, что в церковь ходить не нужно, священники тоже не нужны Святое Таинство не имеет значения; Святые иконы – это простые портреты, идолы; церковные молитовные приношения в церковь и мол. Трапезы за умерших не имеют тоже значения; возжигать свечи и лампадки елейные перед иконами не нужно. Кроме того члены указанного кружка имеют у себя и читают какието очень увлекательные и соблазнительные книги: у них бывают молитвенные собрания, сопровождаемые молением, чтением и пением. Заявил о (л2) вышеизложенном упомянутый священник просил через спрос указанных им лиц произвести дознание, а ровно также сделать обыск в их домах и отобрать у них книги. Получив такое заявление священника, полицейский урядник 6 мая текущего года произвел обыск в домах перечисленных крестьян, но указанных книг и сочинений не нашел. На руках у них оказались молитвенники, Евангелии, истории нового и ветхого завета. Книги эти признаны священником неимеющие, по содержанию своему, характера противорелигиозного направления. Далее тот же урядник 9 мая приступил к опросу некоторых односельчан членов упомянутого кружка: опрошенный крестьянин Павел Коровецкий показал, что в истекшем году жена Евмения Полумбрика - Мария говорила ему, что ходить в церковь поклонятся иконам и ставить лампадки перед последними не следует. Около двух месяцев тому назад показатель встретился было с упомянутой Марией и во время разговора начали благовещать в церкви, Коровецкий услышал звон колокола и начал крестится, в это время Полумбрик повернулась к нему спиной. Когда у супругов Полумбриков умер ребенок, то вечером того же дня к ним пришли их (л3) братья, дочь Никифора Гурского и Киприян Тесля с женою и до поздней ночи все они пели над покойником молитвы. Последнее обстоятельство сделал брат показателя – Созонт и ровно также кр. Мачур. подтвердит. Допрошенная крестьянка Полумбрик заявила, что Евмений Полумбрик с женою и крестьянин Киприян Тесля говорили ей, что молится к иконам и зажигать лампадки не следует; иконы – крашенные доски, панихиды отправлять также не нужно, креститься не следует, так как это вторично распинает Христа – Спасителя…

Предварительно рассмотренное Товарищем Прокурором Окружного Суда дознание, по существу его… при подписи Консистории от 27 июня 1896 г. препровождено было Епархиальному Мессионеру священнику Перетяткову для окончательного заключения касательно религиозных воззрений (л4) подозреваемых вышеупомянутых лиц. Миссионер священник Перетятков рапортирует за № 184 с представлением всей переписки доносит, что штунда в с. Любомирки, как выяснено при его поездках, появилась года три тому назад и обязана своим развитием крестьянке Марие Гурской , происходившей от штундиской семьи с. Слободзей и Марие Полумбриковой совращенной в эту секту в бытность свою (неразборчиво) Херсонской губернии. Эти две сектантки, в силу присущего штундистам стремления к пропангде своего лжеучения, склонили в секту христиан тогоже села: Никанора Гурского, Евмения Полумбрика, Ксенофонта Лукомирского с женою, Дмитрия Полумбрика с женою, Киприяна Теслю и некоторых других. Штунда в сем приходе приняла тайное, вследствие этого опасное направление: сектанты не прерывают общение с церковью, которые посещают несколько раз в году Храм Божий, за исключением Гурской – открытой сектантки, в тоже время устраивают они в своих домах ночные и молитвенные собрания с чтением и толкованием Святого Писания и "преломлением хлеба". Раньше у сектантов не было святых икон, а теперь держат их, чтобы замаскировать своё отступление от православной веры.

В виду вышеизложенного Миссионера священник Перетятков просил войти с ходотайством о привлечении к судебной ответственности Марии Полумбрик по 196 ст. и 1ч. 182 ст. угол. о нак. Марии Гурской по 177 и 189 ст. и І ч. 182 ст. угол. о нак. и Евмения Полумбрик по 189 ст. І ч. 182 ст. ул.о нак.

Приказали: … строгий полицейский надзор над вышеупомянутыми крестьянами и властям при всяком удобном случае вразумлять и наставлять в истинах православной веры.

Октябрь 2-го дня

(л7)

1896 г.

Печать: Подольская Духовная Консистория

27 ноября 1898 г.

В Подольскую Духовную Консисторию

Благочинного 1-го округа

Балтского уезда

рапорт.

Приходской священник с. Любомирки вверенного мне округа Григорий Патинский, рапортом от 7 июня за № 18 донёс мне, что в ночь с 14 на 15 мая сего года местная сельская полиция нашла штундисткое молитвенное собрание в доме запдозреваемого в совращении в штунду местных крестьян – Александра Полумбрика. В составе сего собрания кроме местных заподозреваемых штундистов были штундисты соседнего села Биргулы Херсонской губернии: Никита и Анна Подорожнюки и Мария Дестяренко. По сообщению полиции, на означенном собрании пение, чтение и толкование читанного, а что читали и что толковали нельзя было распознать так как хозяин дома не пустил в дом. По поводу сего собрания Латинский создал вразумления и увещевания совращающимся в штундизме и запретил устрояющим молитвенные собрания. Вообще по заявлению Латинского, подозреваемые в совращении в штунду ведут себя как штундисты: в церковь не ходят, у проповеди и святого причастия не были, тайно пропагандируют штундизм между (крестьянами) односельчанами. Что он усматривает из сообщений ему прихожан: Александр Полумбрик, в доме которого было означенное собрание, ныне сознав своё заблуждение изъявил желание возвратиться в лоно православной церкви. – Исповедывался и причащался Святых Тайн.

О сём долгом имею честь донести.

Благочинный протоирей (подпись)

№ 479 1898 июля 25 дня.

(л10)

Подольский Губернатор

28 января 1899 г.

№ 350

Его Преосвященству,

г. Каменец-Подольск

Преосвященнейшему Иринею

Епископу Подольскому и

Брацлавскому.

Ваше Преосвященство,

Милостивый Архипастырь.

Возникшее в 1896 году среди крестьян с. Любомирки, Балтского уезда бражение на религиозной почве, определившиеся в пропаганде среди крестьян этого села штундиского лжеучения, вскоре улеглось и заблудшие в ереси, вняв увещеваниям миссионера Перетяткова, повидимому возвратились в православие. Между тем, в половине минувшего декабря в названном селе вновь появилась пропаганда штундизма и на этот раз в более заметной форме. Произведенное по этому предмету дознание крестьяне с. Любомирки Мария Гурская, Анастасия Лукоимская, Александр, Евмений и Дмитрий Полумбриковы, Киприян Тесля и Яков Горощук вполне изоблечены в отступлении от православной веры, причем уставлено что они, а главным образом Мария Гурская, совратив постепенно один другого в штундизм стараются распространить лжеучение среди местных крестьян, произнося кощунственные выражения по отношению к православной церкви, Св. Таинствам и идолам.

Означенное дознание вместе с отобранными по обвинению книгами передано 20 сего января за № 486 Балтским Уездным Исправником в Подольскую Духовную Консисторию согласно 1006 ст. уст. угол. Суд.

Сообщая об этом, имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство не отказать в зависящем распоряжении о возможно скорейшем рассмотрении и направлении, надлежащим Судебным властям означенного дела: в виду того что замедление в судебном решении по такого рода делам поселяет в виновных понятие о безнаказанности, наиболее влиявшее на распространение штундизма; пропаганда коего требует безотлагательного подавления, особенно на такой окраине губернии, приграничной с Херсонской губернии, Балтского уезда.

Поручая себя Архипастырьским молитвам Вашим с истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть слугою Вашего Преосвященства.

(роспись)

(л11)

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иринею

Епископу Подольскому и Брацлавскому Кавалеру.

Епархиального Миссионера

священника Николая Перетяткова.

рапорт.

Почтительнейше доношу, Вашему Преосвященству, что в ночь со 2 на 3-е января, в собрании местных штундистов села Любомирки, Балтского уезда, оказался немец Иоган Кейгель, проживающий в немецкой колонии "Малый Фонтан" Херсонской губернии; об этом пропагандисте немедленно было сообщено полиции. Село Любомирки является, в последнее время, самым опасным гнездом штундизма. Последователи сего лжеучения – здесь сильные орудия неизвестных пропагандистов из Херсонской губернии, стремящихся увеличить число своих последователей… Тесная связь, которую по видимому поддерживали вожаки со своими жертвами, значительно ослабляла успехи миссионерского воздействия на заблудших. Посему ещё в 1896 году я просил учередить за сектантами строгий надзор, в виду присечения дальнейшего развития заразы. Исправник лично посетил село Любомирки, но полицейский надзор учережден не был. При отсутствии надзора, который был крайне необходим, мне пришлось браться одному, да притом с врагами тайными. Посетив 30-31 декабря истекшего 1898 г. Любомирку, я усмотрел явное среди местных штундистов влияние со стороны немцев-баптистов: они оказались снабжены книгами сенатского решения по одному делу о баптистах, причем по наущению немцев далее стали именоваться "баптистами", с целью воспользоваться местами предоставленными законом баптистам. Уезжая из Любомирки я настоятельно потребовал у сельского старосты надзирать за разными проходимцами, посещающими этот(приход) на окраине епархии приход. Через 2 дня сельские власти задержали немца Кейгеля. (л12)

Повергал изложенное на Архипастырьское благоусмотрение и признавая, что в иных случаях миссионеру бывает необходимо полицейское содействие; смиреннейши прошу Ваше Преосвященство истребовать путём спрошения с г. Начальника Губернии распоряжения, чтобы органы полиции относились более внимательно к законным требованиям Епархиального Миссионера.

Вашего Преосвященства, Преосвященнейшего Владыки, Милостивейшего Архипастырьского Отца нижащий послушник.

Миссионерский священник Перетятков (подпись)

№ 26 16 янв. 1899 г.

(л13)

Печать: Подольская Духовная

Его Преосвященству

Консистория 6 фев. 1899 г.

Преосвященнейшему

Иринею, Епископу

Подорльскому и Брацлавскому

Подольской Духовной Консистории

доклад.

Согласно определению Подольского Епархиального Начальства состоявшийся 1-3 текущего февраля по делу о штундистах с. Любмирки, Балтского уезда Марии Гурской, Анастасии Лукоимской и других.

Подольская Духовная Консистория долгом имеет почтительнейше представить при сем для Архипастырьской подпеси заготовленные ею от имени Вашего Преосвященства отношения: а) на имя Подольского Губернатора – относительно принятия мер к прекращению штундиско- молитвенных собраний и об установлении тщательного полицейского надзора за совратившимися и б/ на имя Херсонского Губернатора об установлении такого же надзора за жителями Херсонской Губернии: немцем Иоганом Кейгелем и крестьянином Никитою Подгороднюком, посещающих собрания Любомирских штундистов.

При этом Консистория почтительнейше докладывает Вашему Преосвященству, что относительно привлечения к уголовной ответственности штундистов Марии Гурской, Анастасии Лукоимской, Александра, Евмения и Дмитрия Полумбриков, Киприяна Тесли, Иванова Горащука; ею вместе с сим за № 1869 сообщено Прокурору Каменец-Подольского окружного суда, с препровождением присланного Балтским Уездным исправником дознания об означенных штундистах.

Члены консистории

Секретарь.

Завед. столом

№ 40 февраль 5 дня 1899 г.

(л31)

(Из доклада Подольской Духовной Консистории

Его Просвященству, Епископу Подольскому

и Брацлавскому Иринею 6 сент. 1899 г.)

… Справка: 1 Вследствии препровожденного при отношении Балтского Уездного Исправника от 20-го января сего года за № 486 дознания по обвинению крестьян с. Любомирки Марии Гурской, Анастасии Лукоимской, Александра, Евмения и Дмитрия Полумбрик, Киприяна Тесля и Якова Горошака в отступлении от православной веры, в совращении к тому других и произнесении некоторыми из них кощунственных выражений относительно икон и Св. Таинств; Консистория, согласно состоявшемуся по настоящему делу определению Подольского Епархиального Начальства от 1-3 февраля сего года с препровождением присланного Балтским Уездным Исправником дознания, просила тогоже февраля за № 1863 Прокурора Каменец-Подольского Окружного села привлечь Марию Гурскую, Анастасию Лукоимскую, Марию Полумбрик и Киприяна Теслю по 189 и 196 ст. улож. о нак. за распространение и совращение в штундизм. И кроме того же, Теслю по 178 ст. за порицание Таинств и обрядов православной Церкви: Александра, Евмения и Дмитрия Полумбрик по 189 ст. угол. о нак. за распространение…, а кроме того Александра Полумбрик и так же Якова Горошука по 178 ст. улож. о нак.: что они не признают никаких установлений православной церкви, а также открытое порицание правосл. церкви и тогоже Горошука по 189 ст. за совращение жены и детей в штундизм и Евмея Полумбрика по 177 ст. улож. о нак. за поругание над Св. Иконами. Кроме того тогдаже Епархиальном Начальством в целях (л45) всестороннего обследования на месте степени вредного влияния штундистов на местное православие с. Любомирки и выяснение какие могут быть с пользою применены меры на месте, зависящие от Епархиального Начальства для ограждения православия в этом поражённой штундой приходе, командирован был в Любомирки Член-Делопроизводитель Каменец-Подольского Миссионерского Комитета преподаватель семинарии Киржацкий. Независимо от сего сообщена была от имени Вашего Преосвященства, просьба Подольскому и Херсонскому Губернаторам о принятии мер к прекращению штундиских молитвенных собраний и установление тщательного полицейского надзора как над совратившимися, в целях парализования их действий, так и над посещавшими совращенцев лицами. Кейгелем, крестьянином Подгороднюком; и кроме сего о подозрительном действии сих последних лиц сообщено Консистории Херсонской Губернии

2) Благочинный 1-го округа, Балтского уезда, протоирей Родзяновский 30 мая сего года донёс Консистории о возвращении в лоно православной церкви Иакова Горощука и жены его Феклы, (со дачей в сем подписки) которые исповедывались и приобщились Св. Таин вместе с детьми своими Мефодием и Петром.

3) Подольский Губернатор в отношении от 29-го июля сего года за № 3578 уведомил Консисторию, что штундистка Мария Гурская, Анастасия Лукоимская и штундисты Александр, Дмитрий и Евмений Полумбрик и Киприян Тесля содержатся под стражей в Балтском тюремном замке и что дело о них ровно как и Якове Горощуке и Марии Полумбрик следствием закончено и 8-го июля вместе с обвинительным актом представлено Прокурору Одесской Судебной Палаты…

(л46)

Печать: Получено 11 января 1901 г.

В Подольскую Духовную Консисторию

Епархиального Миссионера

Николая Перетяткова

рапорт.

Препроводив при сем две подписки обращенных в православие штундистов с. Любомирки, Балтского уезда: Дмитрия Полумбрик, Анастасии Лукоимской честь имею в Подольскую Духовную Консисторию донести, что по личному моему наблюдению за проименнованными лицами не обнаружено сектанского образа мыслей -

Епархиальный миссионер

Священник Николай Перетятков (подпись)

№ 14 7 января 1901

(л54)

Уст. Духовной Консистории № 25

Подписка

Нижеподписавшийся, крестьянин села Любомирки, Балтского уезда Дмитрий Захаров Полумбрик, совращён в секту штундистов сим заявляю решительное намерение присоединиться к Православной Кафолической Восточной Церкви и обещание пребывать в послушании её всегда неизменно. В чем и подписываюсь.

Крестьянин с. Любомирки Дмитрий Захаров Полумбрик, а за него неграмотного, но по его просьбе росписался

Авсентий Крыжановский. (подпись)

Свидетелями при даче подписки были: крестьяне с. Любомирки

Павел Витвицкий, Коровицкий, Николай Елижевский.

1900 года апреля 30 дня

Подписку сию приняли с. Любомирки

священник Григорий Лапинский

и Епархиальный миссионер

священник Николай Перетятков (подписи)

Печать: Александр Невский Балтский уезд,

(л57)

С. Любомирки.

Печать: Подольская Духовная Консистория

7 июня 1905 г.

В Подольскую Духовную Консисторию

Епархиального миссионера

священника Николая Перетяткова

рапорт.

По исполнении Указа Подольской Духовной Консистории от 4 мая за № 12643, честь имею донести, что из числа штундистов с. Любомирки, Балтского уезда в последние годы (1902 и 1904 г.) присоединились к православию: Александр Полумбрик и его жена, Яков Горощук и жена его Фекла, Дмитрий Полумбрик и Анастасия Лукоимская. В настоящее время лжеучения штундистов в моем приходе придерживаются: Евмений Полумбрик и его жена Мария, Киприян Тесля и жена его Мария и Мария Гурская. Что же касается детей сектантов, то из них восоеденены с православием в возрасте старше св. 16 лет: Алексей, Максим и Мария – дети Якова Горощука.

Кроме восединения с церковью указанных явных сектантов, успех миссии, в моем приходе, выявился и в том что много колеблющихся в православии утвердились в основах веры и что штунда вовсе потеряла своё обаяние и пропаганда сего учения совершенно прекратилась.

Епархиальный миссионер

священник Перетятков (подпись)

№ 116 1 июня 1905

(л59)

30 и 1905 года

С возвращением сего уведомляю Подольскую Духовную Консисторию, что по упомянутому в настоящем отношении делу Каменец-Подольский Окружной Суд в заседании 10 мая 1900 года между прочим определил: "подсудимых, проживающих в с. Любомирки Балтского уезда отставного фельдфебеля Киприяна Максимова Теслю 50 лет, крестьянина того же села Александра Иванова Полумбрик 45 л. и Марию Иванову Полумбрик 36 л., Евменея Федорова Полумбрик заключить в тюрьму, каждого на 4 месяца; подсудимых тогоже села крестьян Марию Александрову Гурскую, Анастасию Александрову Лукоимскую, Якова Яковлева Горощука и Дмитрия Захарова Полумбрика на осн. Ст. 771 уст. угол. суд. признать по суду оправданными"

Означенный приговор в отношении осуждённых ныне приведен в исполнение – июнь 25 дня 1905 г. № 2588

г. Каменец-Подольск

За Прокурора суда (подпись)

(л61)

И.д. Секретаря (подпись)