Дело по жалобе евангельских христиан Новоселки Балтского уезда

Период 4 1905-1916

Архив

Источник: ЦГИАУ Каменец-Подольское отделение

Подольский Губернатор: фонд 228: опись І том ІІ: Ед. 7998

Аннотация документа: По жалобе жителей с. Новосёлки Балтского уезда христиан-баптистов евангельского исповедания Мельника Иллариона, Антона Кваши и др. на притеснения со стороны полиции в удовлетворении религ. потребностей

Хронология: Нач. 8 мая 1910 г. – Окон. 17 нояб. 1912 г.

Место составления документа: Подольская губерния; Балтский уезд; с. Новосёлки

Исследователь: Сирецкая Алла Николаевна: 16.10.95.г.

Содержание документа:

Канцелярия

Подольского Губернатора

отделение секретно

8 мая 1910 г.

№ 6202

г. Каменец – Подольский

В.Нужное

Балткому Исправнику

Печать: Балтское уездное

Полицейское управление

10 мая 1910 № стола

Препровождая при этом жалобу христиан-баптистов Евангельского исповедания, жителей с. Новоселки Иллариона Мельника и других на испытываемые ими притеснения со стороны местной полиции и на конфискацию у них книг религиозного содержания, канцелярия Губернатора по приказанию г. Управляющего губернией, просит Ваше Высокоблагородие произвести всестороннее расследование обстоятельств, послуживших основанием жалобы и обо всем донести г. Начальнику губернии с возвращением предложенного.

Правитель канцелярии

пом. правителя (подписи)

Протокол.

1910 г. июля 17 дня … пристав в стане Балтского уезда на основании предписания г. Балтского уездного исправника от 07 июля за № 2964 спрашиваем Варфоломея Иванова Добровольского по жалобе от … он показал: я приписан в городе Кишинёве, мне 60 лет от роду, женат, имя жены Мария Ипполитова 46 лет, имею сына Ивана 16 лет.

Я ни за что не судился, крещен по православному обряду … в секту баптистов Евангельского исповедания уже около 20 лет /вхожу/ и с тех пор не исповедую и не посещаю православного храма За мною последовала моя жена /неразборчиво/ г. Министру Внутренних дел на подавал.

Не слушаю, что во время моего жительства в с. Новосёлки, местной полицией был произведен обыск и конфискованы книжки духовного содержания /неразборчиво/ я побоям не подвергался и настоящим прошу только возвратить мне конфискованные книги и чтобы нас никто не преследовал за наши религиозные убеждения; больше показать по настоящему делу ничего не имею.

Варфоломей Доброволький (подпись)

Постановил: записать об сказавшем в протокол.

Пристав 6 стана (подпись)

Печать: Балтское уездное

Полицейское управление

19 июня 1910 г.

С протоколом допроса Добровольского представил Его Высокоблагородию Балтскому Уездному Исправнику, докладывая, что медленность в настоящем поручении произошла вследствии отсутствия Добровольского по экономическим делам.

№ 4869*

2964 17 июля 1910 г.

Пристав 6 стана Балт. Уезда (Подпись)

Протокол № 131

1909 г. июля 18 дня. Полицейский урядник 7 стана 211 участка Балтск. уезда …

получил сведения о том что в с. Новоселки Гоновалевской волости имеется партия штундистов – баптистов состоящих из местных кр. жителей Варфоломея Иванова Добровольского 60лет, Марии Ипол.Добровольской 45л,

Ивана Варфоломеева Добровольского 17л, Василия Нахимова Чоловского 30л,

Пелагеи Михайлова Чоловской 50л, Агафии Кос. Литинской 34, Тимофея Федорова Литинского, 17л, Марии Арс. Томашевской 35л.

Которые устраивают собрания, где обсуждают разные вопросы причем, изложенные выше лица занимаются подстрикательством уговаривая других крестьян … к переходу из православия в баптизм.

Для подтверждения выше изложенного допрашивались местные, вполне заслуживающие доверия лица, которые показали:

  1. Сельский староста с. Новосёлки кр. Никофор Нестерович Мельнечук. За последнее время мне стало известно, что штундисты-баптисты села Новосёлки Мария Томашевская, Варфоломей Добровольский, Тимофей Литинский, Василий Чоловский и др. устраивают свои собрания в доме Добровольского, Литинского и др. по-очерёдно и занимаются они подстрикательством и уговаривают других лиц к переходу в штундизм-баптизм. Существует эта партия уже несколько лет.

Печать: Сельский староста

Никифор Мельнечук (подпись)

  1. Крестьянин и житель с. Новосёлки Иван Арс. Томашевский 52 лет – Я живу по соседству с означенными в протоколе Чоловским и Добровольскими и др. они часто устраивают свои собрания и сходятся в доме Добровольского Варфоломея, Василия Чоловского и Литинской Агафии, при чем все они занимаются подстрикательством… Ив.Томашевс.

  2. Житель с. Новосёлки дворянин Дмитрий Семенов Калиновский 43 года я дословно подтверждаю показания своих односельчан (Ивана Томашевского) и добавлю: кроме того все они распространяют ложные слухи среди населения, а Мария Томашевская расточает свое имение.

Калиновский (подпись)

  1. Крестьянин и житель с. Новосёлки Филимон Никифор Покрова, 22 года, Я дословно подтверждаю показания своих односельчан (Ивана Томашевского, Димитрия Калиновского и др.) так как я живу по-соседству и все их поступки мен достаточно известны.

Кр. Филимон Покрова. (подпись)

…Имея ввиду, что при такого рода обстоятельств как распространение слухов среди населения и подстрекательство лицами упомянутыми в настоящем протоколе, а также в виду подтвердившихся фактов, что они устраивают свои неразрешенные сходы и собрания. Сего числа, начиная с 11 часов ночи в присутствии нижепромименнованных понятых произведен в домах жителей с. Новосёлки Варфоломея Иванова Добровольского, Пелагеи Чоловской, Агафии Литинской и Марии Томашевской розыск и кроме книг и брошюр прилагаемом отдельном списке, (ничего) не обнаружено.

Постановление об изложенном заключено в настоящем протоколе, который на распоряжение представляю Его Высокоблагородию приставу Балтского уезда, Докладываю что при моём появлении на собрании … Добровольская разбила… - бежала через него и нанесла себе поражения стеклом правой руки; ей своевременно была дана мед.помощь. И чтоб не смотря на все принятые мною меры схода и собрания на месте в с. Новосёлки я никогда не заставал.

Полицейский урядник. (подпись)

Протокол.

1909г. июль 18 дня Полицейский урядник 20 участка Балтского уезда дополняя настоящий протокол спрашивал из лиц обвиняемых и ниже проименнованных и они показали.

  1. Мария Ар. Тамашевская – 35л: я крестьянка с. Новосёлки, не судилась, занимаюсь хозяйством в штундо-баптизм перешла 5лет тому назад, в подстрекательстве … я себя не признаю, со дня перехода в штундо-баптизм не исповедывалась, не принимала Св. Тайны.

Мария Томашевская. (подпись)

  1. Крестьянка и жительница тогоже села Агафья Литинская – 54 года,

  2. не судилась, занимаюсь хозяйством, подтверждаю показания Марии Томашевской, добавить ничего не имею.

Агафья Литинская. (подпись)

  1. Кр. и житель того же села Василий Нах.Чоловский – 30лет в судимости не состою, занимаюсь хозяйством. Дословно подтверждаю показания своих односельчанок Томашевской и Литинской добавляю , что такиеже показания дадут и другие баптисты. Чоловский.

При производстве розыска присутствовали и правильность записыванного удостоверяем г. Новосёлки Саввл Янчук

Сельский староста с. Новосёлки Никифор Мельнечук (подписи)

Григорий Ивашков

МВД

Пристав - 7 стана Печать: Балтское уездное
Балтского уезда Полицейское Управление
Подольской губ. 23 февр. 1909г.

Ф 20 дня 1909г. Его Высокоблагородию
№ 422 Господину Балтского
Почт.м. Головоневск Уездному Исправнику
Под. Губ.

рапорт.

Священник села Плоской Забугской Евгений Писнячевский, заявлением от 23 января за № 4 сообщил мне, что в имении этом местный крестьянин Афанасий Процула пропагандирует учение штундо-баптистов и в последнее время учение это принимает более широкие размеры, открываются собрания в домах крестьянина Поликарпа Дроботуна, куда приезжают для бесед неизвестные личности. Произведенными дознанием выявлено, что с.Плоской Заберской Афанасий Евсеевич Процула отлучался (20 лет от роду) в с. Тышковку Елисаветградского уезда, Херсонской губернии, где существуют семейства штундистов, совратился сам в штунду и совратил семейство семейство своего дяди крестьянина Поликарпа Дороботуна и как он сам так и семейство так и семейство признают себя штундисто-баптистами. При осмотре дома Дороботуна оказалось, что иконы спрятаны в сундуке при этом найден один

Экземпляр прокламаций – книга под названием "Гусли", проэкт устава и адреса разных лиц щтунды. По объяснению Процулы – прокламацию он нашел на площади с. Плоской Забугской в 1905г. Дознание, как заключающее себе преступление предусмотренное в 187 ст. улож о как … Уезда и донесено Товарищу Прокурору по 2 участку Балтского уезда

Донося о вышеизложенном Вашему Высокоблагородию, докладываю, что крестьяне Афанасий Процула и Поликарп Дороботун в политической благонад. замечены не были.

Пристав 7 стана (подпись)

Его Высокоблагородию

Приставу 6 стана

Балтского уезда

Полицеский урядник

26уч. Богуславского

рапорт.

Вследствии личного приказания Вашего Благородия, узнать д.Арчепитовке Великой-Бобрикой… сущность заявления председателя Подольского отдела … Союза Русского …, относительно частых сборищ штундистов и совращение на эту религию своих односельчан Староста д.Арчепитовки Петр Новицкий доложил мне, что 13 декабря сего года им был созван сельский сход для обсуждения своих общ. Вопросов, на этом сходе в числе созв.местных крестьян-домохозяев явились крестьяне односельцы Будзинский Павел и Малаховский Марк, извесные всему обществу своей агитацией, штундискими выступлениями ; на сходе против всего народа, начали грамотно порицать православие … "какая ваша вера, кому вы верите, поклоняетесь?" говорили, что церкви православные скоро будут заперты… наделали истуканов, а вы дураки поклоняетесь им," – если вы хотите знать какая правильная вера правосл. или штундизм, то соберемся вечером, приходите в наши дома и мы вас научим. Раньше, до этого случая, лиц совратив. в штундизм домов было 10 с семьями. Сход созванный 13 сего декабря записанный … просим сельского старосту донести. Об этом по начальству, что ни кто со бывших на сходе крестьян … ответственности и наконец схода были согласны донес выслать из среды своего общества не только зачинщиков и проповедников и даже тех которые отошли от православия и перешли в штундизм дабы избавить мол селение от "заразы", которую всё общество считает пагубным делом.

26 сего декабря явилась ко мне женщина-крестьянка с Великого-Бобрика Ефросинья Габзинская со слезами просила, ради Бога, прекратить какими- либо мерами сборища штундистов, так как в с. Великом – Бобрике … Владимир Габзинский пристал в штундизм и совращает всю семью к штундизму , разоряя её если необходимо от она укажет всех штундистов , которых она знает в Бобрике (около сорока душ) женского и муж.пола

Полиц. урядник 26 уч.

29 дек. 1908г. (подпись)

В канцелярию

Генерал – губернатору Печать: Балтское уездное
Полицейское управление
4 сен 1910 г

С представлением настоящей переписки Его Высокоблагородию Балтскому Уездному Исправнику, доношу что книги и брошуры проим. в имеющейся при настоящей переписки описи по принадлежности не возвращены и хранятся при становой комнате. Произв. же дознание для привлечения штундистов Иллариона Мельника, Василия Чоловского, Тимофея Литинского и Варфоломея Добровольского к ответственности по 182 и 184 ст улож о наказ передано Судебному Следователю 4 участка Балтского уезда 9 июля № 262- № 5140/6004 3 сен 1910г.

Протокол.

1910г. мая 26 дня, приставом 7 стана Балтского узда в последст. поручения г. Балта уездного исправника от 10 мая за № 2964 и на основании жалобы штундистов жителей с.Новосёлки И. Мельника, Т.Литинского, В.Чоловского и В.Добровольского с… по обстоятельствам дела священника этого села и оказалось;

Я приходской священник с.Новоселки, Балтского уезда, Подольской губернии, Ев. Иванов Ливицкий 61 года, по … должен сказать что обвинение меня проживающие в моем приходе штундистами именующие себя Евангелистами христианами, в научении якобы прихожан непосредственные полицейские власти в лице сельского старосты кр. Никифора Мельнечука, полицейского урядника Ковалёва против них, - совершенно ложно ; в чем прошу удостоверится допросивши любого из моих прихожан. Я смело могу сказать что ни один из правосл. прихожан моих не может сказать что, я хотябы одного кого-либо из них научил против штунтдистов. Я старик – а старик, стоящий одной ногой в гробу не может чинить раздоры среди своих духовных чад. Один лишь только раз я по настоятельной просьбе прихожан дал совет, как удалить совсем из села штундистов, незная как поступить, посоветывал им составить приговор и подать об этом прошение г. Подольскому Губернатору. Я должен сказать ; что настоящая причина озлобления православных против них кроется не в придуманном штундистами якобы совершенном научении, а в их же повседневных поступках А дела их таковы:

Прежде всего страшно надсмехаются над православной верой, не носят Св.креста, Св.иконы не признают, глумятся над православными обрядами: так крестьянин штундист И.Мельник уговаривал в этом году прихожан в Великий пост не гово… так же отзывался о Святой Чаше: " У нас (штундистов) Чаша во имя Господне, а у вас полна мерзости и нечистоты". Что подтвердят крестьяне с Новосёлки: Мелания Захарова Телефусь, её сын Лаврентий Максимов Телефусь, Матрёна Иванова Лысак. Штундисты В.Чоловский и Т.Литинский говорили, что святой Крест – это печать диавола; что подтвердят крестьяне с Новосёлки Иван Федоров Красов, Дмитрий Семёнов Калиновский, Михаил Рыховский. Штундисты В.Чоловский, П.Кресюк называли иконы идолами…

Что подтвердят крестьяне И.Ф.Красов, Чайковский, Николай Баранец, Емельян Лысый… 8 мая с/г трое из моих прихожан явились ко мне и прямо потребовали; чтобы я подал заявление о вышеизложенном, что я и сделал подавши заявление от 80мая с/г за № 91 г.Приставу 7 ст. Балтского уезда, Подольской Губернии. Вышеупомянутые штундисты извращают законы… и толкуют слова Высочайшего Манифеста. А октября 1905 года (веротерпимость они толкуют , как свободу пропаганды) совращают в свою секту православных ; главным образом неграмотных или малограмотных крестьян, Совращая они разрушают семьи так как совращенные уже не желают проживать совместно с православными и разоряют их имущество и т.п. Так уже разрушена семья крестьянина Ивана Томашевского, что подтвердит он сам. Открыто пропагандируют свое лжеучение, особенно ревностно работает в этом направлении штундист В.Чоловский, не брезгуя совращением малолетних. Что подтвердят крестьяне Иван Томашевский, Ефросинья Мак.Чоловская, Андрей Емельнов Менчук, Маркел Иванов Баранец, Пелагея Пакай, Филимон Покрова, Алексей Покрова.

Крестьянин штундист Петр Кресюк уверял православных, что по Высочайшему Манифесту изданному в 1907г. всякий сектант, принявший православие вновь, подлежит военно-полевому суду и телесному наказанию. Что подтвердят свидетели крестьяне: И.И.Ласиневич, М.Г.Перелигавый, Иван Тарасов Вообще же все штундисты отличаются крайне дурными качествами личности, ложью и т.п. Подводя так сказать итог сказанному не могу не отметить, что по моему мнению, возбуждение против штундистов, православных они обязаны своим поступкам ибо никогда религиозный человек не может допустить хуля и поношение того что он считает священным или святыней. Видя же их по их делам Видя же их , по их делам, кто они: православный крестьянин не может не желать об удалении от себя таковых лиц. Чтоже касается избиения штундистов православными, то об этом мне ничего не известно. Полагаю, что это чистый вымысел, а целью достичь большей свободы в пропаганде К сказанному я ничего не могу больше добавить в чем собственноручно расписываюсь

1910г. 29 мая с Новосёлки

приходской священник Ливицкий (подпись)

Постановил: о вышеизложенном Пристав 7 стана.

Протокол.

1910г. мая 24 дня Пристав 7 стана Балтского уезда исполнил поручение Балтского Уездного исправника от 10 мая сего года за № 2964 производил сего числа дознание по жалобе жителей Новосёлки именуемые себя христианами-баптистами Евангельского исповедания И.Мельник, Т.Литинский, В.Чоловский, В.Добровольский допросив их и они пояснили.

1-й житель с Новосёлки Василий Иванович Чоловский 30 лет, судим не был, занимался хлебопашеством, предьявленную мне жалобу действительно я с вышепроименнованными лицами подавал господину министру Внутренних Дел и жалуются на то, что местные крестьяне и равно местный сельский староста Мельнечук притесняют их, не дают свободно исповедывать избранную ими религию и просят властей не допустить крестьян издеваться над ними, кроме того у нас Полицейский урядник Голованевського участка, Ковалёвым отобраны разные книги и брошюры, кои просили возвратить нам. Поданною жалобою я не ходатайствую о привлечении кого-либо к законной ответственности и от обвинения отказываюсь, а единственное обстоятельство заставило подать жалобу за невозврат нам книг и брошюр – Василий Чоловский

2-й житель с Новосёлки тимофей Федоров Литинский 18 лет, не судим, занимаюсь хлебопашеством прочитанное мне показание В.Чоловского дословно подтверждаю ; добавляю, что И.Мельник в данное время находится на работе в с. Голте Ананьевского уезда, занятие его сапожник и столяр, а В. Добровольский служит в экономии Раковского с Малой – Мечетной Рожинского уезда. Тимофей Федоров Литинский

Постановил: об этом заключил в протокол

Пристав 7 ст. Балстск. уез. (подпись)

Отделение секретно В Департамент Духовных Дел
11 сент. 1910 г. Иностранных Исповеданий
№ 15265

Припровождая при этом жалобу христиан-баптистов Евангельского исповедания, жителей с Новосёлки, Балтского уезда И. Мельника и др… За открытое же поношение правосл. религии и явную почти насильственную пропоганду своих рел. воззрений баптисты привлечены к ответственности по ст. 182, 184 ст. улож. о наказ. г. Судебного Следователя 7 уч. Балтского уезда. Ныне мною предложено Балт. уез. испр. рассмотреть отобранные у сектантов книги и если они окажутся исключительно религ. содержания, в них не будет обнаружено чего либо противоправит. – возвратить их по принадлежности.

№ 15264

№ 6004 Балтскому Уездному Исправнику

Возвращая при этом список книг отобраных в 1909 г. пол. Урядником 20 уч. Балтского уезда, у некоторых христиан-баптистов Евангельского исповедания с. Лукашёвки предлагаю Вашему Высокоблагородию возвратить эти книги по принадлежности предварительно…

11 сен. 1910 г.

К протоколу за № 131 список книг, брошюр и писем, найденых в с. Новосёлки в ночь на 19 июля в домах штундо-баптистов.

У кого найдены
произведения
Содержание Число
экземп-
ляров
Число
страниц
Пелагеи Человской 1
2
3
4
5
Агафии Литинской 6
7
8
9
10
11
12
13
14
Варфоломея Добровольского 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Нов.Завет ( в русском переводе )
Псалтырь
ст. отрывной календарь ( без начала и конца )
На клочке бумаги записка
"Поучения к простому народу" І. Архансе
Нов. Завет ( в русском переводе )
календарь " Записная книжка" за 1899 г.
"Мирские мысли и мысли Божии"
Псалтырь
ст. книга св. писания ( без начала )
список песней ( на малорос. языке, рукоп. )
рукописные псалмы с книги "Гусли"
Письма на имя брата от И. Добровольского
тоже без имени
"Долой оружие" Е. Вугитнерг
"Гусли", стихотворения (руск. письм.)
рукописные псалмы
Проекты уставов миссион. общес. христиан-бап.
Уверенность в спасении
Звание христианина
Добрый пастырь (издан. руск. баптист)
Дружиские беседы
Сила креста (перевод с англ. ЕИТ)
От голода к сытости
Возведения Духа (р. уг. Кренера)
Утренний час с Богом
Рука помощи
Поденщик
Беседа двух друзей
Застигнутые в расплох
Пастырь и овцы
Лучший друг
Путь спасения (Э. Мадерзой)
Благословение и как его получить
Прийти к Иисусу Христу
Любит лишь Он меня безмерно, как любит Он
Каталог книг
рано и поздно
Прими Благодать
Примирился ли ты с Богом
Встреча со старушкой
Удивительная распродажа
Самый страшный вред
Современна ли Библия
О если бы
Рай и ад (изд. рус.-баптист)
Великий враг и его…
Воскресение мёртвых
Истинный и ложный христианин
Опись составлена полиц. урядником
20 уч. Ковалёвым 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
504
183
258
1
320
344
256
2
183
901
6
29
1
1
4
99
1/22
22
10
33
7
15
15
8
2
8
12
15
11
8
28
8
46
14
16
8
8
8
7
4
4
7
4
23
16
17
14

Печать: Балтское Уездное

Полицейское Управление

30 сент. 1910 г.

Настоящее поручение с… штундистов – Чоловский, Литинский, Добровольский и Кваши представляю Его Высокоблагородию Бал. уез. исправнику – Книги религиозного содержания и ничего противоправительственного не замечено.

Пристав 7 ст. 29 сен. 1910 г. (подпись)

МВД.

департамент

Духовных Дел Подольскому Губернатору
29 сен. 1910 г.

№ 9129

В следствии отношения от 11 сего сентября за № 15265 Департамент Духовных Дел покорнейше просит Ваше Превосходительство не отказать в своевременном уведомлении о рез. Возбужденного против сектантов с. Лукашевки, Балтского уезда угол. преследования за пропаганду сектанского вероучения и поношение догматов православной веры.

За вице деректора

За нач. отделения (подписи)

Его Превосходительству
Подольскому Губернатору
Балтского Уездного Исправника
рапорт.
В исполнении предписания от 4 окт. за № 716697, доношу Вашему Превосходительству, что дознание о поношение сектантами с. Лукашевки догматов прав. веры судебным следователем 5 уч. Балт. Уезда 7 ноября с/г за № 1854 передано в распоряжение Подольской Духовной Консистории.

М. Ю.

Прокурор Виницкого

Окружного Суда

Декабрь 20 дня 1910 г. Господину Подольскому Губернатору
№ 3138

Вин. Под. Губ.

На № 20364 от 14 сего декабря имею честь сообщить Вашему Превосходительству, что переписка Подольской Духовной Консистории о сектантах Яворских, обвиняемых в пропаганде сект.вероучения с. Лукашевки Бал. уезда, по предложению моему участкового Судебного Следователя к лютеранам, Вин. Окр. Судом на осн. 1009 ст. уст. пол. суд 9 сего декабря препроваждена Судебным Следователем 7 уч. Бал. уезда … производство предварительного следствия и по 73 ст. угол. улож.

Прокурор.

вх. 228 отделение секретно

20 марта 1912 г. № 5711 подано надписью Балт. Исправника для предоставления подробных сведений по обстоятельствам жалобы о отношении дел. Духовных Дел от 10 марта 1912г. за № 2344 крестьян прож. в с Новосёлки последователей секты Евангельских христиан-баптистов Антона Кваши, Чоловского и других жалуются на испытываемые ими со стороны местной полиции стеснения в удовлет. религ. потребностей.

М. Ю.

Прокурор Виницкого

Окружного Суда Господину Подольскому Губернатору
Мая 1 дня 1912 г.

В следствии отношения от 21 го апреля с.г. за № 8033 имею честь уведомить Ваше Сиятельство, что произведенное в 1911 года предв. Следствие по делу о Афанасии и Филипе Яворских, обвин. По 73 ст. угол. улож.

Вин. Окр. Судом по определению от 18 мая 1911 г. производством прекращено за недост. Улик. Ввиду не обнаруженных мною в настоящ. время данных не проверенных надлежащим образом ни на полицейском дознании ни на предварительном следствии – мною предложено вместе с сим Приставу 8 стана, Балтского уезда произвести дополнительное дознание по поводу пропаганды и богохуления названных выше лиц т.е. Яворских и в зависимости от результатов этого дознания делу дано будет дальнейшее движение…

Прокурок суда (подпись) И. д. секретаря (подпись)

Печать: Балтское Уездное Управление

Полицейское 16 мая 1912 г.

Его Высокоблагородию
Балтскому Уездному Исправнику

Пристава 8 стана

Балтского уезда.

рапорт.
Представляя при этом поручение за № 3830 доношу Вашему Высокоблагородию, что по этому делу мной произведено дознание по поручению г. Прокурора Виницкого Окружного Суда от 30 апреля за № 4134, копия которого при этом представляю.

Пристав (подпись)

№ 4122 мая 15 дня 1912 г.

копия
Протокол. 1912 года мая 8 дня Пристав 8 стана Балт. уезда, согластно прилагаемому к сему протоколу поручению г. Прокурора Вин. Окр. Суда за № 4314, произведено дознание в целях установления того, не распространяется ли в настоящее время в с. Лукашевки публично пропаганда Афанасием и Филипом Яворскими, а также прочими лицами заблудшими в штундиской секте своего учения и не произносится ли ими богохульные слова в отношении правосл. веры, а также не склоняют ли они кого либо к переходу в их секту; при чем опрашивал нижепроименнованных лиц, которые объясняли:

  1. настоятель церкви сёл священик Лукашевки и Лещёвки – Сергей Фёдоров Верещинский, что как ему известно, в с. Лукашевки с 1907 г. существует штундиская секта из 12 человек, именующих себя "общиной евангельских христиан", главарём которой является Филип Яворский 30 лет от роду, холост. Последний от 1907 года не обнаруживал своей пропоганды, но с изданием Высочайшего Манифеста о веротерпимости, пошел на открытую борьбу с првосл. Верой доводами, чем успел совратить постепенно 12 человек крестьян, обладавших легкомыслием и присоединились к испорченной Яворской секте. Последним к этой секте присоединился Иван Моисеевич Цуркань, в 1911 году и с того времени подобных явлений не замечалось, но по рассказам крестьян: Андрея, Семена и Саввы Лишлевых и Климента Чабана, а также Сергея Кацюрубы, - что Яворский усиленно ( хотя тайно ) завлекает в какой-то свой молитвенный дом, несовершенных крестьянских детей, которых стремится совратить из правослвия в штундизм. Что же касается распространения или произносения им богохуления в отношении правосл. церкви, то он показал: лично не слыхал. Верещинсий (подпись)

  2. Андрей Максимов Лишаев, 62 лет, Семен Максимов, Савва Максимов Лишаев, Клементий Михайлов Чабан 50 лет и Сергей Павлов Коцуруба, 60 лет единогласно подтвердили показания священника Сергея Верещинского добавили, что ни в чем противоправном штундисты не были замечены. Неграмотные

  3. Сельский староста с Лукашевки Захарий Иванов Цуркань пояснил, что он лично наблюдает в с. Лукашевки за действиями штундистов, но давно уже не замечает того, чтобы кто-либо из них публично распространял сектанское учение или произносил богохуление в отношении православной веры Афанасий Яворский выехал на постоянное жительство в Тургайскую область, а брал его Филип, живет в с. Лукашевки, занимается хлебопашеством и является главарём у штундистов.

Сельский Староста Захар Цуркань неграмотный.

Константин Климентьев Чабан не допрошен в виду хождения его на воинской службе, в 5 роте І сибирского железнодорожного батальона расположенного при ст. Харбинь, за нахождением её на жительстве в с. Чаусовой-Забугской. Постановил: об оказавшемся заключить в настоящий протокол.

Пристав. (подпись)

Протокол 1912 года мая 14 дня Пристав 8 стана. Балтского уезда дополняя настоящий протокол опрашивая сего числа крестьянина и жителя с. Лукашевки Богопольской волости, Балтского уезда Ивана Моисеева Цуркана, который показал, что он имеет от роду 27 лет, грамотен, женат, имеет двое детей. Михаила 4 лет и Евгению 2 ? года. Жена и дети исповедуют православной веру, а он весной 1911 года, по совету Филипа Яворского а также и по своему личному убеждению присоединился к секте существующей в с. Лукашевки штундистов. Показатель добавил,что он занимается хлебопашеством, судим не был и под следствием не состоял и ныне не состоит. Чуркань.

Опрошенная крестьянка д. Каменной-Балки Богопольской волости Олимпиада Клементьевна Писарская, по отцу Чабан показала, что она имеет 17 лет от роду и живет при муже в деревне Каменной-Балке, исповедует православную веру, к штундизму никогда не принадлежала и не принадлежит, хотя и года два тому назад она хотела знать порядок богомолья штундистов, и зашла в тот дом, где в то время совершали штундисты моления и больше никогда в их молитвенный дом не приходилось заходить так как об єтом стало известно её отцу, который строго приказал не посещать собрания штундистов. Яворские же не подговаривали перейти в секту штундизма и она об этом не думала, а только из любопытства интересовалась их порядками, но о том чтобы Яворские богохульствовали против правосл. церкви и веры не приходилось слышать, так равно и не слыхала, чтобы Яворские подговаривали к переходу в штундизм её брата – Константина Чабана, находившего в настоящее время на военной службе. Что справедливо показала в том и подписуюсь.

Писарская. (подпись)

Постановил: об оказавшемся заключив в настоящий протокол Пристав 8 стана, Балтского уезда. (подпись)

Его Сиятельству
Подольскому Губернатору
Балтского Уездного Исправника
рапорт.
… как оказалось по собранным сведениям (из жалобы штундистов с. Новосёлки), что проживающие в с. Новосёлки сектанты баптисты устраивают в разных домах, названного села собрания, завлекают несовершеннолетних детей православных христиан с целью совращения их в своё учение, почему вследствии ходатайствюющих родителей этих детей, волостным старшиною Голованевской волости, живущим в с. Новсёлки, сельским старостою этого села и полицейским стражником Горбатюком установлено наблюдение за недопущением детей правосл. населения к присутсвию на таких собраниях. При этом докладываю, что 25 февраля сего года сельский староста с. Новосёлки Локай, получил сведения, что на устроенном вечером сектантами собрании находятся не совершеннолетние правосл. парни взял с собою стражника Горбатюка и полиц. десятника и отправился на собрание. По предложению старосты парни безпрекословно ушли из собрания, нарушение тишины в собрании никем произведено не было. В виду изложенного на испытываемые ими со стороны местной полиции стеснений в удовлет. религ. потребностей является не основательной.

Уездный Исправник. (подпись)

Протокол.
1912 года апреля 4 дня Приставом 7 стана Балтского уезда произведено дознание по содержанию жалобы баптистов Антона Кваши и др. причем оказалось следущее:

1. Крестьянин с. Новосёлки Голованевской волости, Балтского уезда Подольской губернии, Антон Иванов Кваша объясняет; я женат, 28 лет от роду, исповедываю учение евангельских христиан-баптистов, от православия отпал 1909 году,

мы жалуемся на то, что сельский староста с. Новосёлки является на наши собрания и удаляет с такового христиан-православных, что нарушает тишину, так как при выходе православные производят шум, что было 23 февраля с/г, кроме того бывший сельский староста воспрещает приезжающим братьям нашим проповедывать на собраниях.

Больше ничего добавить не могу.

Антон Кваша

2. Крестьянин Тимофей Федоров Литинский, 20 лет

3. Спиридон Лавринов Шарганский, 43 лет

4. Тимофей Иванов Кваша, 32 г. объяснили: мы подтверждаем показания Антона Кваши и ничего добавить не можем.

Постановил: записать в настоящий протокол пристав 7 стана Балтского уезда.

МВД

департамент

Духовных Дел Подольскому Губернатору
19 июля 1912 г.

№ 6698

В следствии отношения от 5 сего июля за № 11100, Департамент Духовных Дел покорнейше просит Ваше сиятельство приказать объявить проживающим в с. Новосёлки Балтского уезда, последователей секты евангельских христиан-баптистов, что жалоба их на испытываемые ими со стороны местной полиции стеснения в удовлетворении своих религиозных потребностей как неосновательная и за привлечения их к судебной ответственности по обвинению в пропаганде своего учения среди православных, оставлена Министерством Внутренних Дел без последствий.

Директор

Камергер Высоч. Двора

Завед. Делопроизводитель. (подписи)

(Из рапорта Подольского Губернатора в Департамент Духовных Дел.)… 8 ноября 1912 г. … 29 августа с. г. Балтским Исправником было получено с почты заявление жителей с. Новосёлки евангельских христиан-баптистов, в числе 15 человек, о разрешении им открыть с сентября молитв. собрания, в доме одного из них Спиридона Шарганского, на это Исправник объявил Тимофею Литинскому, что просьба их не может быть удовлетворена в виду І раздела правил для устройства сект. Богослужений и молитвенных собраний, утвержденных г. Министром Внутренних Дел 4 окт. 1910 г. № 9253, на основании которых молитвенные собрания разрешаются отдельной группе лиц в количестве не мение 25 человек…